Это отсюдау меня столько фоток с этими лайками....Они прям просятся "усыновиться"...
http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.php?id=899&p=24#p57140
http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701205
"Я самый счастливый из манси,
Ни у кого нет такой лайки, как у меня!
Там, где пробежит, —
Обнюхает она все кустики,
Осмотрит она все веточки!
Ах, какая прекрасная лайка!
(Из песни старого охотника-манси,
записанной кинологом М.Г. Волковым в 1937 г.)
У озера Вагильский Туман, северо-восток Свердловской обл., 80 км к СВ от Серова. В погоне за соболем старый манси Василий однажды сломал ногу. Если соболь, который по ценности на первом месте в Сибири и на Урале, за ночь набегивает по 6—8 километров, можно себе представить, как много он пройдет, отрываясь от преследующих его собак. Добавьте к «романтике» глубокие снега, мороз. В такой ситуации человек один на всю вселенную. Но Василий не был один. С ним были две его лайки.
(http://geo.1september.ru/2007/12/17-2.jpg)
Мансийская (вогульская) лайка
Когда старшая из лаек, ушедшая сутки назад с Василием на охоту, вернулась домой и стала звать Анну в лес, та не теряла времени. На связанных между собой четырех камусных лыжинах она вывезла из бездны лесов мужа. Собаки в импровизированной упряжке ей помогали как могли."
Ну и собственно уже названные - замечательные песики Николы Бахтиярова...
И вот о мансийских собачечках-умничках. Вообще читать лучше всю статью
http://laikiural.ru/history-part/old-pa … -2012.html
"Не ведал Стёпка(*Бахтияров*), что суждено ему стать хозяином, из пастуха и слуги шамана превратился он в одного из лучших и наиболее уважаемых соплеменниками охотника на крупного зверя с лайкой. Это он выручит лесных жителей в критических условиях голода, уничтожит несколько шатунов, которые в неурожайные годы представляли очень большую угрозу для жизни лесных жителей. Всё это будет потом, а пока Стёпкина жизнь была на грани смерти. Но молодость и внимательный уход молодой хозяйки взяли своё. Первое, что увидел Стёпка, очнувшись от долгого беспамятства – это лицо хозяйки, заботливо обращённое к нему. С появлением солнечных лучей и приближением весны возвращались и силы охотника. В отсутствии хозяйки из-под нар всегда появлялась тихо белая лайка. Она, извивалась всем телом, подходила к сынишке хозяйки и тыкалась носом в лицо, пытаясь облизать его. Мальчик отстранял лицо и, поглаживая собаку, приговаривал шёпотом: «Пася, пася рума эква» («Здравствуя, здравствуй хозяйка дома»). Стёпка знал, что в избе большой недостаток, но всё же не удерживался сохранить для лайки лишний кусочек мяса или рыбы. Кстати, пора представить её. Нёхча – так звали двухлетнюю лайку – чисто белая, высокая. Чуть уплощённая с боков, хорошо развитая грудь, шерсть чистая, блестящая. Одета плотной, прилегающей остью. Ноги высокие, стройные. Хвост всегда в кольце на спину. Голова с острыми, высокопоставленными ушками. Если она на что-то обращает внимание, узкие ушки её очень сближаются, голова делается совсем узенькой. Глаза у Нёхчи в косом разрезе век – тёмноокрашены. Мочка носа коричневая. Живот подтянут. Шея поставлена высоко. Движения лёгкие. Красивая лайка! Стёпка умел замечать красоту...Стёпке жизнь, наконец, повернулась тёплым краешком: с охоты его всегда ждала женщина, в избушке было всё прибрано и уютно, остроухая Нёхча всё больше и больше привязывалась к нему, удивляя уникальными охотничьими способностями и сообразительностью. Порой Стёпке казалось, что Нёхча его понимает даже больше, чем можно было объяснить словами."
Несколько замечанийХельга, ошибка в фамилии прикочевала из библиотеки тур. отчетов. Это так там в базе нарисовано. Я шапочку привычно копирую, чтоб народ инфой обогащался. В шапку проставляю своими пальцами город - его там никогда нет и иногда месяц похода, если это важно. Вот.
Наверное Шулешко?
и второе - из того, что в УД НИЧЕГО не написано о поведении манси в первый день поиска следует только то, что... в УД нет этих записей. И усё...
.... А вызнаете какие глаза у манси? Они тёмно-фиолетовые, как Анютины глазки... Абсолютно обалденно.
Хельга, ошибка в фамилии прикочевала из библиотеки тур. отчетов. Это так там в базе нарисовано. Я шапочку привычно копирую, чтоб народ инфой обогащался. В шапку проставляю своими пальцами город - его там никогда нет и иногда месяц похода, если это важно. Вот.должны карие...
Про глаза верю. Так они ж - индейцы? Должны быть доминантные - карие? Вот точно гиперборейцы...
должны карие...А цветное фото есть? Крупненько глаза? Зеркала души?
а цвет вот такой странный. не то чтоб яркий - но невиданный
Вот еще о ШешкинеЕще про Шешкина
http://urbibl.ru/Stat/Sovremenniki/vitesnennie_mansi.htm
"Юван (Иван Николаевич) Шесталов, знаменитый мансийский поэт.
Родился в 1937 г. в деревне Камратка Березовского р-на Ханты-Мансийского национального округа в семье колхозника-манси. Учился в Ленинградском пединституте им. А И. Герцена и Тюменском пединституте. Работал в Ленинграде, ныне преподает в Югорском университете в Ханты-Мансийске
Шесталов познакомил нас с мансийским уникумом — Шешкиным. Скульптор, режет по дереву. Пишет, сочиняет музыку. Как сам говорит, написал две мансийских оперы! Наконец, он подпольный шаман. У него в роду все шаманили. Именно Шешкин подсказал нам, где мы можем снять «праздник семи богатырей». "
Если помнить,что Петр Ефимович Шешкин умер в 1981 году, то тогда о каком из Шешкиных тут речь?
http://russia-paranormal.org/index.php?topic=5573.msg68316#msg68316
О Шешкине Константине Ефимовиче? Дык это ж супер, если он еще жив. Так к нему надо бегом-бегом!!!
Так получается вполне мог на фото с Коротаевым быть этот из братьев, который по-моложе!
...
Кстати, Виктор Мальцев писал писал о доставшемуся ему по случаю имуществе великого шамана, которого расстреляли в предвоенные лихие репрессивные годы.
(http://skif.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/PO_VSEMU_URALU_NASTAVIL_YA_VOPROSITELNYH_ZNAKOV/kum-38.jpg)
(http://skif.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/PO_VSEMU_URALU_NASTAVIL_YA_VOPROSITELNYH_ZNAKOV/kum-39.jpg)
...
Откопала на дне реки времени
(http://f5.s.qip.ru/AUIOQ3Fk.png)
Оттуда. Смекаете, почему Степан Куриков - в депутатах оказался? Как его точно звали?
(http://f6.s.qip.ru/AUIOQ3Fl.png)
https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-kurikova-p (https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-kurikova-p)
Лист 232
Протокол
допроса свидетеля
23 марта 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете
в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя и отчества Куриков Григорий Николаевич
2. Год рождения 57 лет 3. Место рождения Ивдельский район пос. Суеват-Пауль
4.Национальность: манси
5.Партийность: б/п
6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: м/грамотный
7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник, депутат Ивдельского горсовета б) в момент, к которому относятся показания: тоже.
8. Судимость: не судим.
9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): пос. Суеват-Пауль
10. Паспорт:
11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний
Так что Коротаев - не шутил про обогнавшего поезд Курикова, который первым финишировал в Свердловске на ковре у партийных лидеров области.
Суо!!! Я опять не успела переделать ссылку на короткуююююю.
Пожалуйста, поправьте...
Так вот, хотелось бы мне разобраться с этими Григорием и Степаном Николаевичами Куриковыми.
Кто ж все же давал показания в протоколе. Со слов Григорьева - депутатом был Степан. Со слов протокола - Григорий.
Или же обо брата были депутаты? Или еще чего...
А пока я нашла упоминание о той женщине-депутате, которую ехавшую на поезде в Свердловск в Облисполком со слов Коротаева Степан Куриков обгонял на лыжах
http://qoo.by/6XN
"...Депутаты Свердловских промышленного и сельского облсоветов IX созыва (1963—1965)
...
Трошина Елизавета Михайловна г. Ивдель Правобережный городской (64) главный врач Ивдельской городской больницы..."
Вот фото с братом Степана Курикова. То и есть видимо Григорий...
(http://f6.s.qip.ru/rxJQf7aj.jpg)
А я пошла тормошить архивы Уральского рабочего. Они ваще вырвались вперед и оцифровали все номера
http://www.rg.ru/2014/02/14/reg-urfo/arxiv-anons.html
Ух, чего я нашла!!! Или о пользе посещения музеев...
http://muzeumivdel.wix.com/ivdel-muzeum#!/c1a81
Тут есть очень говорящие фотки. Креплю наших...
(https://static.wixstatic.com/media/87f6dc_c4e6b950b91a4df8aea8750a54f35c50.jpg)
(https://static.wixstatic.com/media/87f6dc_67d783a183fd41059e03e43103e6157a.jpg)
Занимательный оффтоп...
Кто-то мож меня поймает на слове...
Ваще говоря - считаю полезным прочитать со вниманием всю работу. Очень интересно!!!
Особенно хочется надеяться, что эту инфу возьмут себе в понимание закромаРодиныМ. Пискаревой
Потому что не фиг писать ахинею про вероломных и кровожадных манси...Эта работа - полностью с данных архивов. И там - как на ладони какими были манси.
Почемучка, я почти все, что ты здесь постишь, читаю, но вот хочется тебя спросить - в этом и есть основной смысл твоих исторических изысканий?
Особенно хочется надеяться, что эту инфу возьмут себе в понимание закромадаРодиныМ. Пискаревой
Потому что не фиг писать ахинею про вероломных и кровожадных манси...Эта работа - полностью с данных архивов. И там - как на ладони какими были манси.
да
испанская писательница там конкретно награфоманила http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml
и главное ведь этот труд никем не оплачивается
да
испанская писательница там конкретно награфоманила http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml
и главное ведь этот труд никем не оплачивается
Настоящая история - это множество связей/ниточек, порванных либо заинтересованными людьми, либо временем.Почемучка, не боишься, что на плетение сети уйдет вся жизнь, а ячейки не подойдут по размеру для нужной рыбки?
Я разыскиваю концы одной нити и связываю. Когда все нитки свяжу - будет полная картина той истории...Потому что пока не станет понятно кто и каким был из живых в той истории, не будет понятно - отчего и как именно погибла группа Дятлова.
Муть ужасная. Самое смешное - она старательно апелирует к авторитету Ракитина.
Да уж. "Все смешалось в доме Облонских..."(с) Л. Н. Толстой "Анна Каренина"
Почемучка, не боишься, что на плетение сети уйдет вся жизнь, а ячейки не подойдут по размеру для нужной рыбки?
Прежде чем плести сети, нужно знать, какую рыбку собираешься ловить... Ты знаешь?
А ты хочешь, чтобы Майя "апелировала к авторитету" Буянова? :)))
Сижу и плачу. Представила мою всю ушедшую жизню...
Потом подумала - я ж рыбу не люблю. Какая разница - какую поймаю...
Мож я как у Пушкина...А... помню-помню...
...Во-о-от, что самое главное в этой работе. О том, что записка Гудковцев - помещена была на воротах Отортена. И они - не сама вершина Отортена, т.е не верхняя точка горы...Так ведь следы группы должны были увидеть? А следов не нашли.
...
Так ведь следы группы должны были увидеть? А следов не нашли.
...
К чему креплю сии пожелтевшие страницы? Думаю - есть связь с тем, что Ивдельские власти старательно пытались обвинить манси в гибели ГД.
Агитпробегом побездорожьютопокретинизму...
Чем дальше в лес, тем толще...заблужденья...
Итак - свеженькое откровение:
https://www.znak.com/2016-01-18/v_dele_o_gibeli_gruppy_dyatlova_novye_svidetelstva#&&hcq=l5eOdAp (https://www.znak.com/2016-01-18/v_dele_o_gibeli_gruppy_dyatlova_novye_svidetelstva#&&hcq=l5eOdAp)
Как бы все красиво, но версиявыплетатель при скромном кивании головою Кунцевича - ну абсолютно ставит в игнор краеугольную фактологию истории ГД в виде дневниковых записей и допросов свидетелей.
Ведь есть подробные записи про этот этап перехода от 41 Песенного до 2 Северного. Какое и каким образом там могло произойти разграбление или посягательство на разграбление культового места под названием Ушминская пещера?
ГД итак вышла поздно из-за задержки с выдачей лошадки. Лошадёнка поутряне успела навозить сена и потом была отправлена еще и за трубами.
Туристы итак почти ночью прителепались во 2 Северный. Зина честно пишет как они плелись, борясь с подлипом и глубоким снегом за или впереди лошади. А версиявыплетатель - умудряется им вписать головокружительное лазание по двухкамерной пещере с ограблением типа:
пять золотых портсигаров, пять магнитофонов импортных и пр. по классической сцене из классической комедии
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=bLCFKhT1JlY[/youtube]
Не!!!! Так жить нельзя!!! Скока можно чудовищно врать на манси?
...
Не серчай, Почемучка, это просто очередной заказ. :)
...
Ну да, это так сейчас называется. :)
Это - не заказ. Это - рыночная экономика в наших российских условиях.
Этот пенсионерский охотник - враз прославился и вылез в газеты, получив возможность несколько увеличить свое материальное состояние.
Умудрился с проблемного ружья (а вот именно в этом месте и нечисто) - переключить следствие на другие интересы. Я балдею от упоминания Саранпауля.
Типа никто не сможет узнать - где это на карте. Дедушка здорово закрутил рассказ - даже горный хрусталь приплел. Хитрой дедушко Степочкин.
Ружьецо-то - не попусту испариласё. Видать где-то на мокрых делах - отметилось. Кстати, шо охотник манси променяет рабочую собачку на ружье немецкое: верю с трудом.
Абориген-охотник - без ружья обходится может и успешно охотничать. А вот без собак - однако не может. Именно они - кормилицы...
Не удивлюсь, если дедушко Степочкин - золотишко мыл. И к слову - Проданов до Ивделя: в Новой Ляле однако первым секретарем ГК КПСС был...
Вот же ж - ниточка всплыла...
Ну да, это так сейчас называется. :)
И...
Развивай мысль. Ты ощущаешь связь Степочкина с Продановым?
А ларчик - просто открывается, однако...Или порою Тайну.ли читать нескучно
*****отзыв на последние 25 страниц темки http://taina.li/forum/index.php?topic=207.3930 (http://taina.li/forum/index.php?topic=207.3930)
В погоне за сенсацией - не надо забывать про Гугль и Вики....
КП - не поленилась обозначиться и в этом.
http://www.kem.kp.ru/daily/26481/3354584/ (http://www.kem.kp.ru/daily/26481/3354584/)
"...Он оказался охотником-заготовителем. Только охота в тот год у него не заладилась. Ружье сломалось. И показывает мне ТОЗ-34. Смотрю – точно, приклад болтается. Я говорю: давай я тебе свое ружье дам (у меня был немецкий «Зауэр»), а ты мне свое сломанное ружье и собачку. Больно хороши у него были собаки. Забегая вперед, скажу, что мы потом с этой собачкой и на лося, и на медведя ходили. Отличная была псина!..."
http://qoo.by/ckp (http://qoo.by/ckp)
"...ТОЗ-34 — двухствольное охотничье ружьё (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%8C%D1%91) лёгкого типа с низкой посадкой стволов, предназначенное для промысловой и любительской охоты (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0). Выпускается штучно с 1964 года на Тульском (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)оружейном заводе (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)...."
Опять, завралися, однако. Портитквартирныйфинансовый вопрос народ, все также портит...
...
Подетальничаю...(http://i9.pixs.ru/storage/6/2/0/CHernecov1_2230136_20673620.png)
...
http://onomastics.ru/sites/default/files/VO_2012_1(12)/Szekely-5.pdf (http://onomastics.ru/sites/default/files/VO_2012_1(12)/Szekely-5.pdf)
Из этой познавательной статьи - вырисовывается бывший владелец избушки на Матвеевской парме.
Нет, это всё замечательно, конечно. Одно непонятно, к чему все эти простыни в топике? Разве укороченной ссылки не достаточно? Кто заинтересуется, сходит, другой и здесь читать не станет.Полин, случается такое - что ресурс, на который давалась ссылка заваливается насмерть. При обращении дает ошибку - отсутствующая страница или ваще кидает куда-нить в новости.
А автор может еще в качестве цитат оставить свои излюбленные места.
... Я буду не такой писательницей...Почему тебя так притягивает народность манси?
Почему тебя так притягивает народность манси?Беззащитные. И вымирающие...Уносимые ветром в небытие...
Беззащитные. И вымирающие...Понятно.
Понятно.Просто. Они оберегали погибших туристов от растрепывания голодными хищниками.
А как с трагедией, произошедшей с группой Игоря Дятлова ты их связываешь?
Просто. Они оберегали погибших туристов от растрепывания голодными хищниками.Сможешь на карте схематично показать где жили семьи манси у Отортена в 1959 году?
Сама ж помнишь - что в тот год было очень много волков там. Даже группа Владимирова(Шумкова) в походе столкнулася чуть не нос к носу.
Еще я надумала - что шамана из рода Бахтияровых звали на склон: с душами поговорить. Шаманы это умели. Есть ритуал у них такой - возвращение умершего.
Ведь там действительно такой винегрет из обстоятельств и улик...
Помнится - где-то вычитывала сведения, что кого-то из манси привозили больного на поиски в шкурах. Не помнишь такого?
Из всех самый пожилой - Бахтияров Павел Васильевич
https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-bahtiarova-p (https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-bahtiarova-p)
Так бы подходил Николай Якимович - он ведь и был признанным шаманом. Но - он с 1930 году. Молод еще был на 1959 год.
Бахтияров упомянут в допросе Слобцова. НО он мог ошибиться в фамилии. ..
Сможешь на карте схематично показать где жили семьи манси у Отортена в 1959 году?
Ага, спасибо.
Никто из манси не жил у Отортена. Могли быть охотничьи избушки/баньки. Могли быть чумы при перегоне оленей.
http://pohody3.narod.ru/Lozva_2005/Lozva.jpg (http://pohody3.narod.ru/Lozva_2005/Lozva.jpg)
http://www.retromap.ru/m.php#r=14194310&z=8&y=61.567903&x=59.897905 (http://www.retromap.ru/m.php#r=14194310&z=8&y=61.567903&x=59.897905)
http://www.retromap.ru/m.php#r=1419461&z=8&y=61.944822&x=61.169572 (http://www.retromap.ru/m.php#r=1419461&z=8&y=61.944822&x=61.169572)
Экспа 1963 года - показывает кто там из манси гонял оленей. Якименко называет фамилии. Но это - летом.
Ага, спасибо.
Какого года эта карта? http://pohody3.narod.ru/Lozva_2005/Lozva.jpg (http://pohody3.narod.ru/Lozva_2005/Lozva.jpg)
По-моему 1967 года. Или раньше?
Не помнишь - кому там из манси больше всех от дознавателей досталось?
И кто из манси рассказывал, что видел как ребята из группы Игоря Дятлова "с горы сбегали"?
Это были одни и те же лица?
Почемучка, Вы уж столько мат-лов о товарищах манси изложили, что впору садиться книгу писать.
Мне особенно запомнились эпические события между Николаем Первым, Николаем Вторым и Устином
Вы что действительно читаете мои подборки?
Нет :)
Так мы ж с Вами - квиты. Я тоже - ничего из Вашего творчества не смотрю и даже не слушаю...
Еще один фигурант ...
http://www.arhivugra.admhmao.ru/wps/wcm/connect/Web+Content/hmao-departments/archive/ugra-history-in-archive-docs/district-berezensk/9452f425-aa34-4973-9a0d-4677bfae13f8?presentationtemplate=Web+Content%2Fpt_print (http://www.arhivugra.admhmao.ru/wps/wcm/connect/Web+Content/hmao-departments/archive/ugra-history-in-archive-docs/district-berezensk/9452f425-aa34-4973-9a0d-4677bfae13f8?presentationtemplate=Web+Content%2Fpt_print)
(http://f6.s.qip.ru/Kzjld6St.jpg)
"Петр Ефимович Шешкин, мансийский художник, резчик по дереву, заслуженный работник культуры России, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок.
Петр Ефимович родился 24 июня 1930 года в деревне Ломбовож Березовского района в семье рыбака-охотника. Его мать Мария Ивановна была известна как народная мастерица и сказительница. П.Е. Шешкин увлекался скульптурой, графикой, орнаментом, создал более 200 произведений. Работы мастера по дереву «Весло невесты», из кости «Охотничий пояс» экспонировались на международных выставках в г. Монреаль (Канада) и г. Осака (Япония).
Петр Ефимович известен как знаток мансийского фольклора. Составил мансийско-русский словарь, собрал и систематизировал 642 пословицы и поговорки, 85 загадок на мансийском языке. Собранные им материалы, картины и рисунки хранятся в школьном музее поселка Сосьва, в музеях г. Ханты-Мансийска, Тюмени, в Московском художественно-промышленном институте, в Санкт-Петербургском музее этнографии.
Петр Ефимович Шешкин избирался в районные и окружные Советы народных депутатов. Неустанно поднимал вопросы улучшения жизни, быта, трудоустройства коренного национального населения ханты и манси, призывал обратить внимание на сохранение и развитие культурных традиций аборигенов.
Талантливого скульптора-самородка приглашали жить в Новосибирск, Ханты-Мансийск, Сургут, но он отказывался и жил на родной земле – в Ломбовоже, а затем в поселке Сосьва Березовского района. После смерти П.Е. Шешкина в 1981 году в Березовский краеведческий музей были переданы объемные архивы художника: альбомы орнаментов, дневники, переписка, две пьесы на мансийском языке, записанные им сказки, мансийские народные поговорки, загадки, сочиненные им песни, а также скульптуры, картины, графика.
Из материалов к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2000 год.–Тюмень,1999."
Правда похож на того, что справа и со стрижкой на фото в стартовом посте? Кстати, именно он умеет искусно резать по дереву. Может вот она - тайна разрезанной лыжной палки?
(http://s9.uploads.ru/t/jJI2b.png)
Обращаем внимание и на то, что Шешкин очень неплохо рисовал. Вот кто мог красиво и натуралистично изобразить Л.Н. Иванову ОШ. Так что - сходится.
Шешкин тоже был в числе привлеченных к поискам...
Кстати о рисунках. Если Коротаев на фото с Шешкиным, так ему как лично и знакомому с художником-портретистом по ОШ - сама судьба давала возможность знать содержание рисунков, переданных следователю и потерянных потом Ивановым...
И кстати о художниках и их семьях...
https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-seskina (https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-seskina)
Допрос свидетеля Шешкина
Лист 263
Протокол
допроса свидетеля
6 апреля 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете
в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя и отчества Шешкин Константин Ефимович
2. Год рождения 1933
3. Место рождения Тюменская обл., Березовский р-н, д. Ломбовож
4.Национальность: манси
5.Партийность: б/п
6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: 4 кл
7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник б) в момент, к которому относятся показания: тоже.
8. Судимость: не судим.
9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): Е???, с/совет Бурмантовский, юрты Пелым (?)
10. Паспорт: X-АЯ (?) № 583512
11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний
Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. Подпись.
Оборот:
Свидетель показал Примерно в десятых числах февраля 1959 года мы, ?? и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось мне неизвестно. Но во время выборов выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов.
Когда мы были на охоте, то я видел следы росомахи и волков. Росомахи могут есть мертвых оленей и людей, но волки мертвых оленей не едят. Где мы охотились никакой молебной горы не имеется, а по рассказам манси мне известно, что она находится в верховьях р. Вижай. А в верховьях р. Лозьвы нет такой горы. Но мне известно, что сейчас и манси не ходят молиться на молебную гору, молодые вообще не молятся, а старые манси молятся дома. Я слышал, что пять туристов нашли замерзшими. Почему они замерзли мне неизвестно. Записано верно, мне прочитано.
Значит так...подетальничаю дальше...
Я предоставила тьму инфу на манси моих любимых. Немного протрясла ненцев в количестве один заведующий Красным Чумом: А.В. Хатанзеев.
А теперь - я расскажу былички про хантов. Реальные...
http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/koryakov-oleg-fokich/tajna-pritoka-kondi/ (http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/koryakov-oleg-fokich/tajna-pritoka-kondi/)
...
Так вот. У этой истории есть реально жившие герои. Действительно был такой Кондо-Сосвинский заповедник
http://m-sosva.ru/?page_id=133 (http://m-sosva.ru/?page_id=133)
...
http://ugra-news.ru/article/8788 (http://ugra-news.ru/article/8788)
"...Железная леди Сосьвы..."
Так вот и получается - что валить на манси: шибко поклеп и напраслина получается.
Мож потому и всплывают в рассказах и протоколах - остяки дикие и ортодоксальные...
Ну и плюс Казымское восстание...
Я вытаскиваю со дна реки времени еще одну быличку про хантов: неподдающихся, бунтующих и свирепствующих.
Которая еще раз показывает - насколько разными в ментальности были ханты и манси. Замечательный пример - это конечно истории Казымской и Сосьвенской кульбаз. Они как зеркала отражают разный ход сюжетов при практически одинаковых головотяпских и корыстных попытках советской власти обустроить жизнь коренных народов Северного Урала.
http://qoo.by/eiP (http://qoo.by/eiP)
"...1932 год
Начальником был Редикульцев Степан Васильевич, после которого дела принял Попов Анфал Абрамович – большое внимание уделял дисциплине, был очень строг. За нарушение мог подвергнуть сотрудника милиции аресту на несколько суток. Первую книгу – летопись Березовского РОВД начал писать начальник С.И. Редикульцев, после которого начальником был назначен А.А. Попов. По этим книгам можно выявить основные направления работы Березовского районного управления рабочее-крестьянской милиции начала 30–х годов. Например, приказ № 79, от 25 августа, параграф 6 «О содержании оружия»: «оружие у большинства работников содержится в грязном состоянии, особенно у Сенотова, третий участок, - грязь и ржавчина. Ряд винтовок совершенно нечищеные. Считать такое явление недопустимым … Приказываю Редикульцеву один раз в 10 дней чистить запасное оружие. За допущенные недостатки в хранении личного оружия предупреждены все. В случае нарушения приказа последуют более суровые меры наказания».
Попов сам разработал должностную инструкцию для дежурных по арестному помещению: каждое утро список арестованных должен был быть у начальника на столе, запрещалось общаться с арестованными, распивать с ними спиртные напитки, спать на дежурстве, отлучаться домой, допускать на свидание родственников без разрешения начальника. Арестованным запрещалось бродить из камеры в камеру.
В состав работников Березовского НКВД 1932 г. входит Карелин Иван Александрович – инспектор третьего кондинского участка. В 1932 г. Иван Александрович выучиться в Свердловской школе милиции. После окончания приехал в Берёзово и поступил на работу в должности участкового инспектора, затем работал в Шеркалах, Саранпауле. Иван Александрович помнит особенности того времени: события Казымского конфликта, репрессии на территории Березово и Березовского района; был свидетелем шаманских плясок.
Из воспоминаний Карелина И.А.: Первое здание милиции находилось на том месте, где сейчас (1997 г.) находится здание хозяйственного магазина. Затем милиция перешла в здание бывшего райисполкома по ул. Собянина и только после этого – в дом купца Плеханова. Бывшее здание суда по ул. Первомайская строили ссыльные, штукатурили женщины, сосланные из Москвы (одна из них была женой некоего Николая, который убил Кирова).
Работать приходилось и день, и ночь. Начальникам участков разрешалось вести лишь маленькие дела. Очень серьезное дело пришлось вести в Лорьяке: девушку послали ликвидировать неграмотность. Местные жители эту девушку притесняли (был там и шаман) и зимой, когда стало совсем невмоготу, она бежала. Местные догнали ее на оленях, задавили на снегу и сказали всем, что она замерзла. Тогда Карелин поехал сам, вспоминает: «Приехал, зашел в магазин, взял бутылку вина, вошел в одну избушку. Жил там Коля Прасин, сидел у него еще маленький пацан. Я предложил выпить по маленькой. Потом спросил, что с Петухиной вышло. Пацан и говорит «так это ты ж ее…» - и кивает на Прасина. Ну тут я его и схватил. Начальник НКВД забрал потом это дело себе».ГПУ тогда тоже было в здании милиции: был начальник, оперуполномоченный и комендант.
...
Справедливости ради...
Я поискала про эту ликвидатора Петухину.
...
Я вытаскиваю со дна реки времени еще одну быличку про хантов: неподдающихся, бунтующих и свирепствующих.
Которая еще раз показывает - насколько разными в ментальности были ханты и манси. Замечательный пример - это конечно истории Казымской и Сосьвенской кульбаз. Они как зеркала отражают разный ход сюжетов при практически одинаковых головотяпских и корыстных попытках советской власти обустроить жизнь коренных народов Северного Урала.
http://qoo.by/eiP (http://qoo.by/eiP)
"...1932 год
Начальником был Редикульцев Степан Васильевич, после которого дела принял Попов Анфал Абрамович – большое внимание уделял дисциплине, был очень строг. За нарушение мог подвергнуть сотрудника милиции аресту на несколько суток. Первую книгу – летопись Березовского РОВД начал писать начальник С.И. Редикульцев, после которого начальником был назначен А.А. Попов. По этим книгам можно выявить основные направления работы Березовского районного управления рабочее-крестьянской милиции начала 30–х годов. Например, приказ № 79, от 25 августа, параграф 6 «О содержании оружия»: «оружие у большинства работников содержится в грязном состоянии, особенно у Сенотова, третий участок, - грязь и ржавчина. Ряд винтовок совершенно нечищеные. Считать такое явление недопустимым … Приказываю Редикульцеву один раз в 10 дней чистить запасное оружие. За допущенные недостатки в хранении личного оружия предупреждены все. В случае нарушения приказа последуют более суровые меры наказания».
Попов сам разработал должностную инструкцию для дежурных по арестному помещению: каждое утро список арестованных должен был быть у начальника на столе, запрещалось общаться с арестованными, распивать с ними спиртные напитки, спать на дежурстве, отлучаться домой, допускать на свидание родственников без разрешения начальника. Арестованным запрещалось бродить из камеры в камеру.
В состав работников Березовского НКВД 1932 г. входит Карелин Иван Александрович – инспектор третьего кондинского участка. В 1932 г. Иван Александрович выучиться в Свердловской школе милиции. После окончания приехал в Берёзово и поступил на работу в должности участкового инспектора, затем работал в Шеркалах, Саранпауле. Иван Александрович помнит особенности того времени: события Казымского конфликта, репрессии на территории Березово и Березовского района; был свидетелем шаманских плясок.
Из воспоминаний Карелина И.А.: Первое здание милиции находилось на том месте, где сейчас (1997 г.) находится здание хозяйственного магазина. Затем милиция перешла в здание бывшего райисполкома по ул. Собянина и только после этого – в дом купца Плеханова. Бывшее здание суда по ул. Первомайская строили ссыльные, штукатурили женщины, сосланные из Москвы (одна из них была женой некоего Николая, который убил Кирова).
Работать приходилось и день, и ночь. Начальникам участков разрешалось вести лишь маленькие дела. Очень серьезное дело пришлось вести в Лорьяке: девушку послали ликвидировать неграмотность. Местные жители эту девушку притесняли (был там и шаман) и зимой, когда стало совсем невмоготу, она бежала. Местные догнали ее на оленях, задавили на снегу и сказали всем, что она замерзла. Тогда Карелин поехал сам, вспоминает: «Приехал, зашел в магазин, взял бутылку вина, вошел в одну избушку. Жил там Коля Прасин, сидел у него еще маленький пацан. Я предложил выпить по маленькой. Потом спросил, что с Петухиной вышло. Пацан и говорит «так это ты ж ее…» - и кивает на Прасина. Ну тут я его и схватил. Начальник НКВД забрал потом это дело себе».ГПУ тогда тоже было в здании милиции: был начальник, оперуполномоченный и комендант.
Вспоминает Карелин: «Многие тогда были недовольны советской властью. Савва Хатаев был главный. Из ихней же среды, которые были шалтай-балтай и доносили. Тогда время такое было. Из Москвы шли приказы: давай на тройку! Сейчас в газете печатают, их реабилитировали. Один обвиняемый повешался в Козловских юртах. В Саранпауле Федот Менькасов был, те, кто занимался этим (антисоветская деятельность) делом, спросили его: «Ну что, ты с нами?» - «Начинайте, так поддержим» – ответил Менькасов. В 1937 году его забрали, только за эти два слова.
В этом же году забрали секретаря райкома партии Наумова за то, что он хранил у себя вазу, подаренную Троцким. В те годы забирали в основном ссыльных и спецпереселенцев, и я вам скажу почему: потому что в Тобольске взяли председателя рыбкоопа, а когда его спросили, на кого вы делаете ставку в деле против Советской власти, он ответил: на ссыльных и переселенцев, - они больше всех недовольны».
В списках реабилитированных, опубликованных в газете «Новости Югры», 267 человек – жители Березовского района, 86 из них – бывшие ссыльные и спецпереселенцы, 96 – лица коренных национальностей.
Помнит Карелин и события Казымского конфликта: Решение райисполкома использовать рыбные запасы священного озера Нум-То для нужд культбазы вызывало возмущение у шаманов и язычников. Оно и послужило началом чрезвычайных событий. В конце ноября 1932г. в райком и НКВД пришло сообщение из казымского сельсовета о начавшемся возмущении. Председателем сельсовета был Нестеров. На урегулирование вопроса выехала комиссия, в состав которой входили: уполномоченная Свердловского УКомма ВКП(б) Полина Шнейдер, председатель райисполкома Петр Астраханцев, оперуполномоченный Посохов.
Нестеров устроил собрание, на котором члены комиссии убеждали хантов и манси в необходимости учить детей в школе, лечить болезни в больнице, а не у шамана, подняли вопрос о вылове рыбы в озере Нум-То. В это время с последних рядов клуба раздался свист, подстрекаемые шаманами люди окружили представителей комиссии, схватили и увезли на озеро, где привязали их за шеи всех к одной веревке и удушили, затем долго таскали тела погибших по льду.
Весть о случившемся поступила в Березовский НКВД. Обратились за помощью в Свердловск. Из Свердловска прибыли бойцы частей особого назначения с аэросанями во главе с Соловьевым, на помощь которым от райотдела НКВД были назначены: И. Дуркин – в качестве переводчика, боец Канев и другие. Зачинщиков преступления нашли в тундре. Они сделали баррикады из нарт и стали стрелять, выли собаки, перестрелка длилась пол часа.
Когда у преступников кончились патроны, они выкинули белый флаг, сдались и сдали тела удушенных. В марте 1933 года жертвы конфликта и бойцы, погибшие в перестрелке, были с почестями похоронены на берегу реки Сосьва, возле могилы Т. Сенькина.Более 50 человек были привлечены к следствию по этому делу. Следствие велось в г. Ханты-Мансийске, куда и этапировали подследственных. Суд состоялся летом 1934г., в Березово, состоялся в клубе и был открытым (каждый мог прийти и послушать). В сентябре этого же года Карелин И.А. сопровождал на пароходе осужденных в Тобольскую тюрьму. Конвой состоял из шести человек.
Осужденные были большей частью в возрасте чуть более 40 лет, вели себя смирно. По прибытию в Тобольск, столкнулись с проблемой: из-за некачественно оформленных документов осужденных принимать в тюрьму не хотели. Тогда Карелин пригрозил, что снимет конвой и осужденных распустит прямо на площади, после чего их все–таки приняли. На вопрос, почему возникла такая ситуация и кто виноват, Карелин ответил: «А черт его знает…» ..."
.....
Семейство Прасиных действительно сильно репрессировали. Почти под гребеночку
http://www.86hm.ru/forum/citylife/?topic_id=12354&order=2&page=5 (http://www.86hm.ru/forum/citylife/?topic_id=12354&order=2&page=5)
Прасин Дмитрий Никифорович. 1913 г., с. Б-Ларьяк, ныне Нижневартовского района. Рыбак-охотник. Арестован 28.4.1936 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989 г.
Прасин Иван Алексеевич. 1899 г., ю. Б-Ромкины, ныне Нижневартовского района. Рыбак-охотник. Арестован 29.4.1936 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989 г.
Прасин Михаил Никифорович. 1896 г., ю. Б-Ромкины, ныне Нижневартовского района. Рыбак-охотник. Арестован 24.4.1936 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989 г.
Прасин Николай Васильевич 1878 г., с. Б-Ларьяк, ныне Нижневартовского района. Рыбак-охотник. Арестован 28.4.1936 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989 г.
Прасин Николай Ефимович 1892 г., с. Б-Ларьяк, ныне Нижневартовского района. Рыбак-охотник. Арестован 28.4.1936 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989 г.
Прасин Петр Егорович. 1890 г., ю. М-Ромкины, ныне Нижневартовского района. Рыбак-охотник. Арестован 25.4.1936 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989 г.
Прасина Матрена Григорьевна 1905 г., ю. М-Ромкины, ныне Нижневартовского района. Из семьи рыбаков. Арестована 24.4.1936 г. Осуждена «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстреляна в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирована 4.7.1989 г.
Прасина Федосия Ивановна 1885 г., ю. Панас, ныне Нижневартовского района. Швея. Арестована 25.6.1936 г. Осуждена «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937 г. Расстреляна в Ханты-Мансийске 19.9.1937 г. Реабилитирована 4.7.1989 г.
Кстати, и Савва Хатанеев в этом списке - есть. Карелин немного ошибся с фамилией
http://www.86hm.ru/forum/citylife/?topic_id=12354&order=2&page=6 (http://www.86hm.ru/forum/citylife/?topic_id=12354&order=2&page=6)
Хатанев Савва Семенович. 1901 г., ю. Ясунт, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
И Хатанзеев есть
Хатанзеев Карп Данилович. 1887 г., ныне Березовский район. Кочующий оленевод. Арестован 3.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
И Анямовых - много
Анямов Андрей Степанович. 1911 г., ю. Турпауль, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
Анямов Гаврил Егорович. 1867 г., ю. Хурумпауль, ныне Березовского района. Крестьянин. Арестован 28.2.1938 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 11.3.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 30.3.1938 г. Реабилитирован 10.5.1958 г.
Анямов Михаил Данилович. 1867 г., ныне Березовский район. Рыбак ю. Усть-Сосьвинские. Арестован 25.2.1938 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 11.3.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 30.3.1938 г. Реабилитирован 10.5.1958 г.
Анямов Михаил Спиридонович. 1872 г., ю. Нирус, ныне Березовского района. Рыбак-охотник п. Няксимволь. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
Анямов Николай Тимофеевич. 1902 г., ю. Шайтанские, ныне Березовского района. Крестьянин. Арестован 27.2.1938 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 11.3.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 30.3.1938 г. Реабилитирован 10.5.1958 г.
Анямов Степан Викторович. 1900 г., ю. Хурумпауль, ныне Березовского района. Оленевод. Арестован 26.2.1938 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 11.3.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 30.3.1938 г. Реабилитирован 10.5.1958 г.
И Куриков есть
Куриков Степан Филиппович. 1892 г., ю. Нирвош, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
И Пакины
Пакин Ефим Иванович 1877 г., ю. Тапсуй, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 11.4.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 5.8.1937 г. Расстрелян в Ханты-Мансийке 20.8.1937 г. Реабилитирован 6.7.1957 г.
Пакин Степан Иванович 1887 г., с. Нахрачи, ныне Кондинского района. Работник рыбозавода. Арестован 11.8.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 5.12.1937 г. Расстрелян в Тюмени 10.12.1937 г. Реабилитирован 4.7.1989
И Пеликовы
Пеликов Николай Яковлевич 1871 г., ю. Тапсуйпауль, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
Пеликов Петр Яковлевич. 1877 г., ю. Кулюмпауль, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
И Самбиндаловы
Самбиндалов Василий Данилович 1877 г., п. Ювдум-Сос, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 5.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
Самбиндалов Семен Ефимович 1887 г., ю. Яныпауль, ныне Березовского района. Рыбак-охотник. Арестован 13.12.1937 г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 3.1.1938 г. Расстрелян в Ханты-Мансийске 21.1.1938 г. Реабилитирован 7.3.1959 г.
Короче все, что были старшими в роду, стал быть носителями традиций и шаманства, ну т.е. авторитеты типа аксакалы - были растреляны, дабы Советской власти никто не мешал себя строить...
Немножечко пооофтопаю...Или опять про шокирующие откровения от бывшего начальника транспортного цеха Степочкина
https://www.znak.com/2016-01-18/v_dele_o_gibeli_gruppy_dyatlova_novye_svidetelstva (https://www.znak.com/2016-01-18/v_dele_o_gibeli_gruppy_dyatlova_novye_svidetelstva)
Оказывается, на такие наши новые века - вполне можно найти очевидца и вполне интересного современника практически всего 20 века.
Я спецом выделила строчку упоминания ветерана Карелина Ивана Александровича. Он чудесным образом интереснейший свидетель.
Только в статье немного искривлена фамилия для целей защиты персональных данных
https://www.proza.ru/2010/06/30/261 (https://www.proza.ru/2010/06/30/261)
"...Белый бог с голубыми глазами
Люди в Берёзово живут разные. Впрочем, у нас в России они всегда делились на тех, кто сажал, и кого сажали, на тех, кто охранял и кого охраняли, а ещё на тех, кто стрелял и в кого стреляли...Когда пора начинать думать о душе? В сорок лет, наверное, ещё рано. А в девяносто семь уже поздно. Хотя, говорят, покаяться никогда не поздно. Вот только кается человек, если признаёт, что грешил. А если ищет себе оправдание? Ищет и вроде находит. Но грехи спать всё равно не дают – приходят из прошлого бесплотными призраками, стоят у изголовья.
Шестьдесят пять лет прошло, а он помнит их ещё живыми – кого в лицо, кого по имени, и слова их последние, обращенные к нему, тоже никак не может забыть.В тридцатые годы ханты называли его «белый бог с голубыми глазами». Красив был участковый Иван Каренин. Власть вершил в Березовском районе, на территории – куда там иным европейским государствам!
– Да какая там власть! – машет он теперь рукой. – Тихо жили, спокойно. Краж не было, хулиганства никакого. Дел-то всего ничего, самые тяжелые – недостачи у продавцов в продмаге да ханты, бывало, вешались. С чего? Да кто их разберёт...Покоя не нарушали даже политические, которых пароходами высаживали в Берёзово и окрестных посёлках. Да что там – в чистом месте выгружали очередную партию, люди вгрызались в песчаный берег, получался посёлок, как, например, Андра.
А сколько было таких. Но ссыльные жили тихо, не бузили, понимали, что выхода у них нет: кругом вода да тайга – куда убежишь?И всё-таки есть, что вспомнить бывшему участковому Ивану Александровичу Каренину. ...
Как-то меня послали в горы шамана искать по фамилии Хозымов – он народ подбивал. Три дня я за ним ходил, наконец, нашёл, ночь с ним в одном чуме спал, приковав к себе наручниками, а потом в Берёзово привёз...(Кстати, тогда и пошла легенда о боге с голубыми глазами, победившем шамана: «И открылась дверь чума, и вошёл бог...»)
– Знали ведь, что его ждёт?– Знал... А что было делать? – время было такое: если бы я отказался, то и со мной так же поступили бы. А шаман, говорят, всё равно потом сбежал и на берегу повесился.
В шестидесятые в местной берёзовской газетке в интервью с Карениным эта история подавалась совсем по-другому: как геройский поступок, проявленный в борьбе с врагом советской власти. Вот вам и объяснение – и почему ханты вешались, и к вопросу о «стрелял – не стрелял»: порука-то была круговой и кровавой...."
Нашла источник вдохновения М. Пискаревой...считаю, что ваш исследовательский труд должен быть оплачен
Изучаю однако и вам всем предлагаю так сказать первоисточник
http://ok.ru/profile/408925866934/album/396883749558?st._aid=Undefined_Albums_OverTitle (http://ok.ru/profile/408925866934/album/396883749558?st._aid=Undefined_Albums_OverTitle)
Некоторые фотки - смотрю из этой моей темки прикочевали. Лично мною откопанные. Только видать их еще на ресурсе Никишиной прихватнули. Есть то же, что и у меня - только видимо из газет.
И много есть интересного.
Один тока вопрос встает ребром. Как, елки, М. Пискарева после такого отношения Андросава к манси - взялась писать трехчастный поклеп на манси. Причем как раз на тех - кого Андросов считает своими друзьями.
считаю, что ваш исследовательский труд должен быть оплачен
в том числе и за счет указанных персонажей
таким образом, предлагаю открыть среди дятловедов сбор средств для дальнейшей деятельности тов. Почемучки
Еще один фигурант ...
http://www.arhivugra.admhmao.ru/wps/wcm/connect/Web+Content/hmao-departments/archive/ugra-history-in-archive-docs/district-berezensk/9452f425-aa34-4973-9a0d-4677bfae13f8?presentationtemplate=Web+Content%2Fpt_print (http://www.arhivugra.admhmao.ru/wps/wcm/connect/Web+Content/hmao-departments/archive/ugra-history-in-archive-docs/district-berezensk/9452f425-aa34-4973-9a0d-4677bfae13f8?presentationtemplate=Web+Content%2Fpt_print)
(http://f6.s.qip.ru/Kzjld6St.jpg)
"Петр Ефимович Шешкин, мансийский художник, резчик по дереву, заслуженный работник культуры России, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок.
Петр Ефимович родился 24 июня 1930 года в деревне Ломбовож Березовского района в семье рыбака-охотника. Его мать Мария Ивановна была известна как народная мастерица и сказительница. П.Е. Шешкин увлекался скульптурой, графикой, орнаментом, создал более 200 произведений. Работы мастера по дереву «Весло невесты», из кости «Охотничий пояс» экспонировались на международных выставках в г. Монреаль (Канада) и г. Осака (Япония).
Петр Ефимович известен как знаток мансийского фольклора. Составил мансийско-русский словарь, собрал и систематизировал 642 пословицы и поговорки, 85 загадок на мансийском языке. Собранные им материалы, картины и рисунки хранятся в школьном музее поселка Сосьва, в музеях г. Ханты-Мансийска, Тюмени, в Московском художественно-промышленном институте, в Санкт-Петербургском музее этнографии.
Петр Ефимович Шешкин избирался в районные и окружные Советы народных депутатов. Неустанно поднимал вопросы улучшения жизни, быта, трудоустройства коренного национального населения ханты и манси, призывал обратить внимание на сохранение и развитие культурных традиций аборигенов.
Талантливого скульптора-самородка приглашали жить в Новосибирск, Ханты-Мансийск, Сургут, но он отказывался и жил на родной земле – в Ломбовоже, а затем в поселке Сосьва Березовского района. После смерти П.Е. Шешкина в 1981 году в Березовский краеведческий музей были переданы объемные архивы художника: альбомы орнаментов, дневники, переписка, две пьесы на мансийском языке, записанные им сказки, мансийские народные поговорки, загадки, сочиненные им песни, а также скульптуры, картины, графика.
Из материалов к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2000 год.–Тюмень,1999."
Правда похож на того, что справа и со стрижкой на фото в стартовом посте? Кстати, именно он умеет искусно резать по дереву. Может вот она - тайна разрезанной лыжной палки?
(http://s9.uploads.ru/t/jJI2b.png)
Обращаем внимание и на то, что Шешкин очень неплохо рисовал. Вот кто мог красиво и натуралистично изобразить Л.Н. Иванову ОШ. Так что - сходится.
Шешкин тоже был в числе привлеченных к поискам...
Кстати о рисунках. Если Коротаев на фото с Шешкиным, так ему как лично и знакомому с художником-портретистом по ОШ - сама судьба давала возможность знать содержание рисунков, переданных следователю и потерянных потом Ивановым...
И кстати о художниках и их семьях...
https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-seskina (https://sites.google.com/site/hibinaud/home/dopros-svidetela-seskina)
Допрос свидетеля Шешкина
Лист 263
Протокол
допроса свидетеля
6 апреля 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете
в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя и отчества Шешкин Константин Ефимович
2. Год рождения 1933
3. Место рождения Тюменская обл., Березовский р-н, д. Ломбовож
4.Национальность: манси
5.Партийность: б/п
6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: 4 кл
7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник б) в момент, к которому относятся показания: тоже.
8. Судимость: не судим.
9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): Е???, с/совет Бурмантовский, юрты Пелым (?)
10. Паспорт: X-АЯ (?) № 583512
11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний
Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. Подпись.
Оборот:
Свидетель показал Примерно в десятых числах февраля 1959 года мы, ?? и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось мне неизвестно. Но во время выборов выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов.
Когда мы были на охоте, то я видел следы росомахи и волков. Росомахи могут есть мертвых оленей и людей, но волки мертвых оленей не едят. Где мы охотились никакой молебной горы не имеется, а по рассказам манси мне известно, что она находится в верховьях р. Вижай. А в верховьях р. Лозьвы нет такой горы. Но мне известно, что сейчас и манси не ходят молиться на молебную гору, молодые вообще не молятся, а старые манси молятся дома. Я слышал, что пять туристов нашли замерзшими. Почему они замерзли мне неизвестно. Записано верно, мне прочитано.
Очень интересный материал про Петра Ефимовича Шешкина. Приведены картины Петра Ефимовича
http://www.ugra-tv.ru/programs/zhizn-i-kultura-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/poyushchee-derevo-khudozhnik-petr-sheshkin/ (http://www.ugra-tv.ru/programs/zhizn-i-kultura-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/poyushchee-derevo-khudozhnik-petr-sheshkin/)
(http://i12.pixs.ru/storage/4/7/2/SHeshkinPe_1705874_26037472.jpg)
Оказывается - маленьким он получил травму позвоночника. Нарты опрокинулись и при перевороте повредили маленькому Петру Шешкину спину. Он стал горбатым. Петр любил фотографировал. Кстати, никто не узнал на фотке шкафы из ленинской комнаты прокуратуры, увековеченные в УД вместе с палаткой ГД?
(http://s9.uploads.ru/t/jJI2b.png)
http://www.ugra.aif.ru/archive/1812569 (http://www.ugra.aif.ru/archive/1812569)
"...Погиб от молнии
Смерть Шешкина, как и жизнь его, была удивительной. Он сидел в своём доме у окна в ясную погоду. В чистом небе сверкнула молния - и ударила прямо в Петра Ефимовича. Прошёл слух, что Шешкина покарал небесный бог Торум за то, что тот показал святые места иноверцам.
Уже после смерти Петра Шешкина в его дом приехали учёные с письмом от брата Константина, который, якобы разрешал забрать всё то, что нужно. Племянница Шешкина, Людмила Таратова, вспоминает, что забрали, кажется, золотые иконы Богородицы и Иисуса Христа. Сами-то родственники в дом не заходили - нельзя по мансийскому обычаю ни жить там, ни вещи выносить - святилище это...."
...
Про менквов стражных и дела их скорбные...
http://www.ugra-tv.ru/programs/zhizn-i-kultura-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/voiny-menkvy-torum-kana/ (http://www.ugra-tv.ru/programs/zhizn-i-kultura-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/voiny-menkvy-torum-kana/)
Это отсюда
http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.php?id=899&p=23#p56997 (http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.php?id=899&p=23#p56997)
Аллея славы моих нежно любимых команчей Урала - манси по фамилии Бахтияровы
http://taina.li/forum/index.php?topic=3 (http://taina.li/forum/index.php?topic=3) … 5#msg45795
"Он был самым старым мансюком: ему исполнилось шестьдесят семь. До такого возраста обычно манси доживают редко – дотянул до сорока пяти и ушел к «верхним людям». Однажды, когда ему показали музейную книгу с фотографиями его предков и сверстников, он начал делать в воздухе зарубки:
— Этот умер, этот погиб, эта утонула…
С годами он, видимо, все больше и больше стал ощущать себя Последним. Последним шаманом Вишерского края. К тому же он почти полностью оглох и ослеп – на охоту выходил с биноклем.
Встав среди летней ночи, Николай Бахтияров мысленно попрощался с поредевшим оленьим стадом и на ощупь ушел в лес. Недели через две его обнаружили висящим на дереве. Это он сделал сам.
Чум Бахтиярова обозначен на всех топографических картах Северного Урала. Пространство, которое издревле принадлежало его роду, насчитывает три тысячи километров. Далее — территория Онямовых, Самбиндаловых. Протяженность тех мест колоссальная, но чтобы перечислить мансийские семейства, увы, хватит уже пятерни.
Без всяких натяжек Бахтиярова можно было назвать главным шаманом Северного Урала, потому что на традиционных «медвежьих праздниках» остальные волхвы тундры распрягали свои оленьи упряжки именно возле его чума. Простые мансюки, тем паче любопытствующие русские, не говоря уже о женщинах, на эти действа не допускались. Конечно, у Бахтиярова был бубен, но никто из чужаков его с тем бубном не видел. Никола, как именовали шамана геологи, знал и про легендарную Золотую бабу, однако молчал…
Мне удалось встретиться с одним из немногих, кому, пусть хоть одним глазком, довелось увидеть бахтияровское камланье. Игорь Попов, ныне тоже покойный глава Вишерского заповедника, в свое время часто бывал на севере в геологических партиях.
— У Бахтиярова, — повествовал он, — среди скал в верховьях реки Лозьвы была потайная расщелина, где Никола хранил аммониты и каменную лягушку. Аммониты – красивые мезозойские ракушки, завитые спиралью и с золотистой поверхностью. Взятки духам «верхнего мира». А каменную лягушку, действительно похожую на натуральную, Бахтияров где-то подобрал и завернул в бесчисленное количество платочков...
Да, шаман Бахтияров родимую потреблял. Но водку обычно, если она есть, продолжают пить, от нее не вешаются. Тем более, как рассказывали люди сведущие, за последнее время Никола пытался покончить с собой не единожды. Давили годы? Однако в свои шестьдесят Бахтияров (метр с кепкой на пеньке, по словам очевидцев) еще мог догнать и заарканить оленя. Глухота и слепота? Но манси все туговаты на ухо, поскольку живут выше границы леса, где сплошные ветра, стучащие в барабанных перепонках.
Поводырями шаману служили два верных пса. Один, как и он, слепой, но с острым слухом, другой – молодой и глазастый. Глазастый лаял, завидев добычу, слепой, услышав, тянул Николу в нужную точку тундры.
Нет, была, скорее всего, какая-то причина тому, чтобы свести счеты с жизнью. В 64-м году, когда Попов познакомился с Бахтияровым, в его стаде насчитывалось до тысячи оленей. До тысячи! Но однажды шаман сказал, что нынче в его стаде – не более тридцати голов. Никола выдал такую арифметику: чтобы прокормить семью в десять—двенадцать человек, в оленьем стаде должно быть не менее ста голов.
Оленей валил мор. Манси называют эту болезнь «копыткой». Есть версия, что виною тому стронций-90, который накапливался во мхах."
http://northural.ru/article/bahtiyarovy/ (http://northural.ru/article/bahtiyarovy/)
И дед внуку(Прокопию Бахтиярову - д.р 1956г.)" вспоминал про видение у вор-кол (лесной юрты), на южном склоне Чистопа. «Нечистое место» отмечено поляной, где растет множество вотко-сяхль (уродливая ель с шаром из ветвей на кроне - жи¬лище ветров). Один раз еле живой оттуда домой пришел. Дед Прокопья -Ойк, принадлежал к тем мансям, что с детства непонятным образом пред¬чувствовали грядущие события, иногда даже за неделю или месяц, или видели их во сне. Погрузившись в непознаные тайны собственной души, по каким-то еле уловимым ее сигналам предчуствовал неприятности и обходил их стороной.
Самая первая встреча с манси состоялась в 1964 году, на Замочном. Никола приехал к нам на нартах с Пу-Тумпа часа в 2 ночи - было жарко, и чтобы оленям легче было - он ездил ночью. Сам он тогда стоял в «Чуме Бахтиярова» - есть такое место между хребтами Пу-Тумп и Ольховочный, почти на всех картах обозначено... Чум тогда, вроде бы еще из шкур был, с шестами. Женщины его к нам не подходили, а детей было море...
Потом еще чаще встречались - мясо у них брали. У него всегда было око- ло 100 оленей, но в 1964 году почти все погибли от копытки... Я думаю - от лучевой болезни после взрывов на Новой Земле - у нас тогда во 2-3 масштабе радиометр зашкаливал, а под мхом чисто было, фон...
Охота и рыбалка - их основное занятие. На семью на зиму примерно 6 лосей надо...Соболей убивал штук 40 за месяц... А сколько пропивалось ивдельским офицерам из охраны лагерной!
На Куле было, месторождение бутылок - тысячи штук! Я только на гидропробы ящиков 10 набрал, но это уже остатки были. Потому что зимой трелевщик на кучу наехал... И было это выпито не за всю жизнь...
Есть свои святые, стоят на перевалах, в частности. Один только знак. Свя- той идол Илюша стоял 200 лет. В 1982 году они поменялись. Теперь должен стоять Андрюша. Тоже 200 лет. Но пять лет стоят вместе - опыт передают...». Все труднопроходимые места - святые. Кул - «чертова речка», а рядом - «свя- тая река». То есть рядом - святое и чертово - как в жизни...
Религиозная мягкость манси - тверже металла... Хотя по натуре они - мягкие, доверчивые, добрые, простодушные. Как у женщин - быстрая зависимость от алкоголя появляется..."
____________________
П.С. Роза ветров с Новой Земли все последствия опытов с атомом несла на эту местность языком. Видать водка - принималась как средство выведения радионуклеидов из организма? Кто интересно подсказал?
http://www.prpc.ru/pr_grnt/mansi.shtml (http://www.prpc.ru/pr_grnt/mansi.shtml)
"Или такой пример: некогда один студент по юному неразумению "свистнул" из пещеры на Молебном хребте каменную "лягушку", священный символ рода, - для студентов лягушка была лишь образцом юрского аммонита, а для шамана Николая Бахтиярова такое распорядительство на его земле, да еще в месте, куда чужакам и женщинам ход воспрещен, обернулось самым настоящим страданием. Но, страдая, упрекал он не студента - мал, кураж его юный ничем не проймешь, - а руководителя студенческой практики, вот ему-то он и кулаком грозил, и запугивал, что в Пермь выбросит. Так нашелся единственный, похоже, повод для мансийских угроз..."
Бахтияров Никита Яковлевич
(1873,Свердловская обл.,Ивдельский р-н, юрта Вижай, манси--,1938) охотник-оленевод, житель: Свердловская обл.,Ивдельский р-н, юрта Анчук Арест: 1938.11.12 Осужд. 1939.04.20. Приговор: 5 лет ИТЛ [Книга памяти Свердловской обл.]
Это вот он такой замечательный...
http://rudocs.exdat.com/docs/index-251726.html (http://rudocs.exdat.com/docs/index-251726.html)
"На рубеже XIX-XX веков закреплено имя еще одного мансийского летописца, внесшего вклад, теперь уже в народное образование. Первые шаги в создании письменности и обучении манси грамоте были сделаны во второй половине XIX века. Открыты первые школы в основном для кондинских манси. Была создана азбука для приуральских вогулов (1903 год). Составлена она епископом Никанором, в подготовке к изданию принимал участие манси Н.Я. Бахтияров."
Только вот
http://gaaoso.ru/page/?id=4&n=86 (http://gaaoso.ru/page/?id=4&n=86)
"Государственный архив административных органов Свердловской области представил документы, касающиеся репрессий в отношении жителей северных районов Свердловской области.
Среди них - документы из архивно-следственного дела Бахтиярова Н.Я.
Бахтияров Никита Яковлевич родился в 1873 году. Проживал в юрте Анчук Ивдельского района Свердловской области. Арестован 12 ноября 1938 года, осужден Свердловским областным судом 20 апреля 1939 года на 5 лет наказания в исправительно-трудовом лагере.
Из справки на арест Бахтиярова Н.Я.
«Бахтияров Никита Яковлевич изобличается в том, что он является нелегальным шаманом среди народности манси, крупный кулак, имеющий до сего времени неизвестными органами Соввласти крупные стада оленей на пастьбе которых он эксплуатирует бедняков манси.
Он ведет среди манси антисоветскую агитацию против объединения манси в коллективные хозяйства, против оседлости, разжигает среди манси ненависть к русским и существующему Советскому строю, заявляя, что русские несут только смерть манси.
Ежегодно Бахтияров собирает всех манси на один из отрогов Уральского хребта, называемый Вижай, где возглавляет и руководит жертвоприношениями по случаю религиозного праздника продолжительностью до двух недель.
Вследствие антисоветской подрывной работы шамана Бахтиярова население манси всеми силами избегают принимать внедряемые Совластью вопросы политики, экономики и культуры, не пускают детей в школу, избегают услуг медицинской помощи и особенно организации коллективных хозяйств по оленеводству»."