Я стараюсь быт объективной , но может и не всегда получается.
Существуют различные предположения о Гос.тайне и о возможности сохранения секретности в те годы. Для меня все сводиться к простому вопросу: если бы власти знали о своей вине на ПД, смогли бы они вообще замять дело?
Как пример сокрытия:
То, что произошло с воспитанниками детского сада № 3 города Светлогорска Калининградской области, скрывали 42 года. А несчастным родителям было приказано молчать и забыть о своих детях…
В мае 1972 года военный самолет АН-24Т упал на детский сад. Восемь членов экипажа, три нянечки и все 23 ребенка погибли на месте. Самому старшему из них было всего 7 лет…
Уже на утро после трагедии на месте детского сада появилась цветочная клумба. А несчастным родителям даже запретили увидеть тела погибших детей…
в студии «Пусть говорят» родители погибших детей впервые расскажут, как пережили эти 42 года молчания и кого они винят в смерти своих детей: http://www.1tv.ru/video_archive/projects/pustgovor/p78115
Какое же это сокрытие?
Последние минуты
Сегодня детский сад санатория № 3 (нынешний «Светлогорск»), наверное, считался бы «элитным». А тогда его называли «блатным». Уютный двухэтажный особняк. Всего 25 детей. Душевный персонал. Многие хотели устроить сюда своего ребёнка.
«По сведениям Калининградского гидрометеобюро, 16 мая по области ожидается облачная с прояснениями погода без существенных осадков, утром местами туман, ветер переменный слабый до умеренного, температура пять-десять градусов тепла». Синоптики не ошиблись. Погода в тот далёкий день выдалась действительно неважная. Тем не менее детвора всё равно с удовольствием вышла на традиционную прогулку.
Муж воспитательницы Валентины Шабашовой-Метелица находился в госпитале, где ему сделали операцию. Валентина торопилась в Калининград проведать супруга. И потому завершила прогулку на двадцать минут раньше обычного. Многие считают, что, если бы дети ещё гуляли, а не сидели в здании, у них был бы шанс…
Юлия Ворона и её муж Владимир 16 мая отправились покупать телевизор. Путь лежал мимо детсада. Поваром там работала Антонина Романенко, подруга Юлии.
– Я забегу на минутку к Тосе?
В раздевалке Ворона увидела двух поставленных в угол пацанят.
– За что это вас, а?
В ответ те лишь обиженно засопели.
– Баловались, вот и наказаны, – с напускной строгостью пояснила воспитательница. Все, кто её знал, говорят, что она была очень добрым человеком.
– Да ладно тебе, Валь! – непедагогично отмахнулась гостья. – Ну-ка, пострелята, марш на обед!
Один мальчуган метнулся мыть руки, другой – в туалет. Воспитательница же пошла на улицу, встречать своего Андрюшку. Он болел, бабушка вела его на прогревание. И по дороге они решили зайти к маме.
Остальные ребятишки были уже в столовой.
– Сидели тихонько за столами, как ангелочки, ждали первое-второе-компот, – вытирает набежавшие слёзы Юлия Егоровна.
Оставив на кухне Анну Незванову дожаривать котлеты, Тося с Юлей вышли в игровую комнату. Болтая, стояли у окна. Смотрели, как на улице Валя обнимает подбежавшего сына.
Горел даже асфальт
Ожидая Юлю, муж решил нарвать ей ландышей. Отойдя на сотню метров, он услышал гул и странный треск. Обернувшись на звук, обмер: со стороны моря, ломая верхушки деревьев, нёсся самолёт…
На стадионе возле детсада как раз закончился урок физкультуры. Растянувшись, класс возвращался в школу. Увидев самолёт, все словно оцепенели.
– Ко мне! – опомнившись, закричал ушедшим вперёд ребятам учитель Юрий Бакланов.
Все побежали назад. И тут самолёт рухнул…
Мария Кудрешова тогда работала в ателье мужским закройщиком. Обычный вторник, дело шло к обеду. Вдруг – звук взрыва. Сразу после этого пропало электричество.
А потом – страшная весть:
– Садик взорвался!
У Марии Григорьевны там был сын Алёшка. Выскочила на улицу, увидела стоящий мотоцикл, стала кричать: «Чей мотоцикл?!» Прибежал хозяин, помчались. Приехали, а на месте детсада – ад. Горело всё, даже асфальт. На дороге валялась кабина самолёта. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мёртвый лётчик. Тело другого висело на дереве. Пожарных ещё не было. Вокруг метались, не зная, что делать, первые прибежавшие на помощь люди.
Среди них был и Владимир Моисеевич, супруг Юлии Егоровны.
– Не поверите, но я почему-то был уверен: жива моя Юля, жива!
Очнувшись, заваленная обломками Ворона смогла лишь повернуть голову. Увидела, что рядом – мёртвая Тося. Юлию Егоровну спас шкаф. Он принял на себя основной удар всего того, что летело ей в голову.
Женщина попыталась выбраться. Тщетно. Стала кричать: «Помогите, помогите!» Меж тем огонь уже подбирался к ней. Дышать становилось всё тяжелее…
И тут – взрыв. Как потом выяснилось, рванули стоявшие на кухне газовые баллоны. В результате в завале образовалось отверстие. Ворона начала пробираться наверх.
Выбравшись, наугад пошла сквозь горящие развалины. Навстречу – пожарный. Увидев Юлю, он бросил брандспойт и убежал.
– Испугался. Немудрено, выглядела я жутко. Да и вообще там ведь такое творилось. У любого нервы сдадут.
Вытащил её в итоге знакомый милиционер, Пётр Занин. Затем Юлю положили на траву и уговаривали не двигаться. Она же всё рвалась обратно: «Там же Тося горит, надо её достать!»
Правду не скроешь
Эдуард Трущенков 40 лет назад был секретарём по идеологии Светлогорского горкома КПСС. Так вышло, что в те дни он остался в городе «на хозяйстве». Первый секретарь слёг с инфарктом, второй – уехал.
Утром 16 мая Трущенков был в Калининграде – на совещании в обкоме, посвящённом делам рыбной промышленности. К полудню совещание кончилось, и секретарь поехал назад. Неожиданно его машину обогнала «скорая». За ней – другая, третья.
– Давай-ка и ты гони за ними, – забеспокоившись, сказал Эдуард Васильевич шофёру.
Когда они подъехали к месту трагедии, район был уже оцеплен. На помощь пожарным пришли военные и курсанты из школы милиции. Одни собирали останки лётчиков и обломки самолёта, другие разбирали руины садика, извлекая из-под завалов тела.
К слову, в тот же день о ЧП в Светлогорске сообщил «Голос Америки».
– 17 мая было совещание, посвящённое случившемуся, – продолжает Трущенков. – И я спросил: как же за границей так быстро узнали о нашей беде? Неужели в Светлогорске есть агенты, которые работают на зарубежную разведку? Один из кагэбэшников нехотя пояснил: иностранцы перехватили переговоры, у них тут рядом станция слежения.
Несмотря на принятые «органами» меры, весть о трагедии быстро распространялась и у нас.
– Вскоре после падения самолёта мне позвонили знакомые из Светлого, – вспоминает жившая тогда в Светлогорске Лариса Новикова. – Мол, что там у вас произошло? А вечером звонили уже из Киева. К тому моменту я уже и сама слегка не в себе была. Вокруг только и разговоров, что о случившемся. Из нашего дома погибло сразу двое – девочка и мальчик…
Скудная информация о трагедии искажалась, обрастала домыслами. Порой люди знали лишь то, что на какой-то детсад упал самолёт. И бежали в панике в «свой» садик, куда утром отвели ребёнка.
Поможем, чем сможем…
Находившаяся на кухне Анна Незванова тоже выжила. Как и Ворона, Анна Никитична рвалась через оцепление в пылающий детсад – там у неё остался сын Ваня…
Ещё две женщины, когда рухнул самолёт, были на втором этаже, застилали постели. С ожогами девяноста процентов кожного покрова их доставили в Пионерскую больницу. Туда же следом привезли Юлию Егоровну.
– Когда я их увидела, у меня аж сердце зашлось. Чёрные, как головёшки! Живого места нет! Плачут, спрашивают: Юля, что это было, атомная война началась, да?
Тут в палату зашёл врач из Калининграда.
– Вы зачем её в эту палату поместили! – набросился он на пионерских коллег. – Хотите, чтоб с ума сошла?! Она же и так на грани!
Юлию Егоровну срочно перевели в другую палату.
А уже на другой день к ней пришли двое из КГБ. Расспросив о самочувствии, сказали:
– Потом поедете в санаторий. Там вас совсем на ноги поставят. Ну и вообще поможем. А вы обещайте нам, что никому не будете рассказывать о том, что произошло.
Через неделю её выписали. Не успела зайти домой – снова та же парочка. И опять: мы вам поможем, только молчите.
Юлия Егоровна и до того была инвалидом. С детства правая рука почти не действует. Пребывание под завалами добавило проблем со здоровьем. Сегодня она уже с трудом ходит. Как вы понимаете, никто ей ничем так и не помог… Ничего не получили и остальные. Лишь похороны город взял на себя.
– Хотя я тогда заикнулся в обкоме, – говорит Трущенков. – Дескать, может, выдадим семьям хотя бы по продуктовому набору? Ответ был грубым и категоричным…
А что же те женщины, с которыми Ворона встретилась в больнице? Одна из них быстро умерла. Вторая отмучалась через полгода. К слову, 16 мая в детсаде она уже не работала. Но в тот день пришла за расчётом и согласилась ненадолго подменить знакомую…
Стёрли с лица земли
16 мая к девяти часам вечера из руин извлекли последний фрагмент – им оказалась детская ножка. Всего в садике погибло двое взрослых и 23 ребёнка. Старшему из них было семь лет, младшему – чуть больше двух…
Школьники, находившиеся в момент падения самолёта по соседству на стадионе, к счастью, уцелели.
Останки повезли в Калининград. А к Трущенкову подошёл руководивший всей этой тягостной операцией капитан первого ранга.
– Здесь решено разбить сквер. Вот, взгляните, я тут набросал его план.
Посмотрев на листок из блокнота, Эдуард Васильевич слегка подкорректировал план. Сразу после этого закипела работа. А секретарь горкома отправился обходить те семьи, куда пришло горе…
С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники. Было опасение, что кто-нибудь из родственников погибших решит покончить с собой, утопившись в море.
А в районе детсада всю ночь стоял шум, туда-сюда ездили грузовики. Всё стихло лишь к утру. И Мария Кудрешова отправилась туда, где погиб её Алёшка. Пришла и… глазам не поверила. Как будто и не было никогда садика! Вместо него – клумба с цветами, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Выжженная земля срезана, вместо неё уложен дёрн. Как узнали позже, его навезли из Отрадного и Пионерского. Обломанные и обгоревшие деревья спилены.
И только резко пахло керосином. Запах держался ещё недели две.
Тревожные похороны
Расследование происшествия шло полным ходом. В Светлогорск приехали заместитель министра обороны и один из руководителей КГБ СССР. С каждым из них прибыла целая свита.
Давать соболезнование в газеты запретили. «Не должно быть никакой, даже косвенной информации. Всё, что случилось, – военная тайна!»
Между тем шок первых часов уже прошёл, люди начали задавать вопросы. Что делал военный самолёт над городом? Почему упал? Ситуация в городе была напряжённая…
В день похорон вдруг отменили поезда, курсировавшие между Калининградом и Светлогорском. Якобы возникла необходимость в срочном ремонте железной дороги. Было ограничено движение и по автомобильным дорогам.
Тем не менее на кладбище в итоге собралось около десяти тысяч человек. Только из Калининграда было прислано 83 венка.
Погибших привезли на автобусах. В закрытых гробах. Впрочем, в основном то были не гробы – гробики…
О причине трагедии на траурной церемонии никто не обмолвился. О том, что творилось на кладбище, лучше любых слов говорят снимки. Кстати, фотографировать происходящее тоже запретили. Если же некие мужчины в штатском замечали, что кто-то нарушает запрет, они тут же засвечивали плёнку.
Жизнь после смерти
Трагический случай долго был в Светлогорске темой номер один. Потом, как водится, история стала мало-помалу забываться.
И только родственники погибших всегда помнят 16 мая 1972-го. Некоторые вообще так и не сумели после того дня оправиться. Кто-то спился, кто-то покончил с собой…
Время, конечно, лечит. И всё же стоит заговорить с ними о той трагедии, как на их глазах появляются слёзы.
Утром 16 мая родственники погибших снова соберутся в часовне на улице Ленина. После службы все отправятся на кладбище.
Придут в этот день люди и на могилы членов экипажа разбившегося самолёта. Их было восемь. У всех остались жёны, дети. Семеро лётчиков похоронены в Калининграде. Одного увезли на родину.
На 25-летие со дня трагедии, в Светлогорске была устроена встреча родственников всех погибших. Вместе помянули, вместе поплакали. У них ведь общее горе, одно на всех…
***
Военных летчиков, членов экипажа разбившегося самолета - капитанов Вилория Гутника и Александра Костина, старшего лейтенанта Андрея Лютова, прапорщиков Николая Гаврилюка, Леонида Сергиенко, старшего инспектора-летчика подполковника Льва Денисова, старшего инженера подполковника Анатолия Светлова похоронили на городском кладбище в Калининграде. Тело правого летчика старшего лейтенанта Виктора Баранова жена увезла на родину.
Из Москвы срочно вылетела комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник - инженер Алексеев. Его сопровождало немало высоких военных чинов. Найденные "черные ящики" отправили на дешифровку, предполагая, что катастрофа произошла из-за отказа какого-то прибора. В авиаполку комиссия пропустила через "сито" подробнейшего опроса всех авиаторов. Когда через несколько дней были получены данные "черного ящика", стало ясно: техника ни при чем. Отработав все версии, комиссия пришла наконец к единому выводу. Но вывод этот до широкой общественности доведен не был, и жители Светлогорска долгие годы винили в случившемся летчиков.
До сих пор в годовщину трагедии на кладбище Светлогорска приезжают почтить память погибших представители авиации Балтийского флота, встречаются с родственниками жертв трагедии, которым известна теперь истинная причина катастрофы. Ежегодно девятого мая, в день рождения командира АН-24 капитана Вилория Гутника, на городском кладбище Калининграда собираются и однополчане погибшего экипажа. А на месте трагедии возведена часовня.
Но в местной печати нет-нет да и появляются статьи, где авторы ставят под сомнение профессионализм экипажа. Дескать, он не справился со своей задачей из-за неблагоприятных условий полета: высокий набегающий берег, внезапный туман, неведение о погоде на маршруте. Сработал якобы и "хмельной" фактор : запоздалая реакция членов экипажа (возможное влияние алкоголя). Один из авторов даже растиражировал нелепые слухи о желании экипажа поближе разглядеть загоравших на пляже девушек-нудисток (и это в 1972 году, да при температуре плюс 6 градусов!). Писали о том, что взлетел экипаж якобы самовольно...
Что же на самом деле произошло 16 мая 1972 года? Версий и свидетельств очевидцев пришлось выслушать немало. Но основываться буду лишь на официальных документах. Что касается профессионализма экипажа, то акт расследования катастрофы самолета АН-24 под сомнение его не ставит: налет у капитана Гутника составил к тому времени около пяти тысяч часов. Да и сослуживцы отзываются о нем как о высококлассном пилоте.
Подполковник запаса Вячеслав Курьянович:
- После окончания летного училища Вилор Ильич Гутник прошел переподготовку в Рязанском учебном центре. Потом стажировался в гражданской авиации. Летал вторым пилотом в якутском авиаотряде. Приобрел там опыт полетов на дальние и сверхдальние расстояния. В 1965 году стал командиром воздушного корабля в нашей части. Я летал у него полтора года штурманом. В нашем полку Гутник считался одним из лучших летчиков...
Подполковник запаса Владимир Писаренко:
- Вилор Ильич был летчиком высочайшего класса. Грамотный,. дисциплинированный, очень скрупулезный во всем. Да и весь экипаж был у него сильнейший. Тот же штурман капитан Костин. Он старше командира по возрасту был. Очень грамотный штурман. К нам пришел с Новой Земли, где летал в сложнейших условиях. Что касается "пивного фактора", то в материалах расследования катастрофы есть заключение патологоанатома, начисто отрицающее такое предположение.
13 мая 1972 года командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации С. Гуляев утвердил план полетов. Согласно ему полет 16 мая должен был проходить по маршруту Храброво- Зеленоградск - мыс Таран - Коса ( посадка) - Чкаловск ( посадка) - Храброво (посадка).
Из рапорта диспетчера прапорщика Микулевича: "По прибытии капитана Гутника на КДП я взял у него справку о том, что экипаж по состоянию здоровья задание выполнять может. И подписал полетный лист с посадкой на Косе". Ан-24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, "привязался" к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман.
Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. "Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 - это не истребитель". На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...
В двадцати метрах от места падения в домике жила одинокая старушка. Домик этот и сегодня цел...
Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.
Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.
В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец-то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений.
Использованы материалы:
статья Валерия Громака, Калининград
http://aviacrash.ucoz.ru/load/voennaja_aviacija/katastrofa_samoleta_an_24_16_maja_1972_goda_svetlogorsk/2-1-0-131И еще хотелось бы напомнить арзамасскую трагедию, например. Это невозможно было всё скрыть - в центре города, тысячи свидетелей, десятки жертв. И перевал, где-то у черта на рогах, ну попали там 9 "героев" под раздачу, трагично, печально, но совсем не повод что-то болезненно секретить. Поэтому и говорили с первых минут техногене все, ни для кого это тайной не было тогда.